Отправить смету
на просчет
Закажите обратный звонок БЕСПЛАТНО рассчитаем объем

или позвоните нам +7 (495) 646 09 38
Время работы 9:00-18:00 СБ-ВС Выходные

Геосинтетики — опыт применения при строительстве дорог на переувлажненных грунтах

Отечественные строители уже накопили достаточный опыт по  созданию автомобильных дорог на грунтах со сложными гидрогеологическими параметрами. Решать задачи, связанные с особенностями строительства на слабых и заболоченных основаниях, приходится постоянно, потому что такими недостатками обладают обширные территории на европейской части России и в Западной Сибири. Нередко состояние грунтов становится определяющим фактором для сроков и стоимости самого строительства. Несмотря на накопленный опыт, оптимизировать строительство дорог в сложных условиях, исходя из технологичности, рабочего ресурса и стоимости, стало возможным только в настоящее время.  Перспективным направлением, в технологиях укрепления грунтовых оснований, признано использование геосинтетиков, в частности нетканых видов геотекстиля.  К сожалению, дальше разработки  «Дорнита», технологии не продвинулись.

Современные геосинтетики

Значительно позже, в ассортименте строителей появились импортные материалы, обладающие уникальными свойствами, и не менее уникальной стоимостью. Для обустройства автомобильных дорог стали использоваться дешевые китайские эрзацы, которые окончательно подорвали доверие к новым дорожно-строительным технологиям и геоматериалам в частности. Возврат к качественной геосинтетике частично восстановил доверие к  новым методам строительства.  В то же время встал вопрос о целесообразности использования геосинтетиков в отечественной строительной практике.   Для объективной оценки всех параметров были проверены наиболее крупные дорожно-строительные объекты, построенные в средней климатической зоне. Помимо основных производственных проблем, проведение строительства дополнительно осложнялось требованиями заказчиков, в частности, обеспечения непрерывного проезда  тяжелого автомобильного транспорта и специальной техники, перемещение тяжелых негабаритных конструкций. Кроме того, оговаривались высокие темпы строительства, в среднем, до 300 м в сутки.

Для укрепления дорожных насыпей на заболоченных участках, использовались три  технологических способа, что дало возможность сравнения и выбора наилучшего варианта. Для контроля качества и возможной осадки дорожного покрытия применялись геодезические замеры. В первом варианте предусматривалась замена грунта основания, укладка геоматериала и  последующая отсыпка дорожной насыпи. Во втором варианте был использован бревенчатый настил, выравнивающая отсыпка из местного грунта, укладка геотекстильного слоя с последующим сооружением насыпи. Третий вариант включал в себя создание выравнивающего основания из песка и армирование насыпи геополотном Авантекс.  Последний вариант признан наиболее эффективным и перспективным, на его особенностях следует остановиться подробнее.

Армирование насыпей производилось высокопрочным геотекстилем Typar, показавшим хорошие результаты в условиях низких температур. Прочностные характеристики подбирались, исходя из худших параметров грунта и максимальных возможных нагрузок.  Армирование производилось в виде замкнутой конфигурации, образованной обратными заворотами материала, что способствовало стабильности основания дорожной насыпи, высота армированного слоя выдерживалась в пределах 50 см. В местах предполагаемой увеличенной осадки, основание армировалось в два слоя.  Основная идея разработчиков  предполагала не только армирующие и разделительные функции геоткани, но так же,  защиту основания земляной насыпи от повреждений при   сезонных подтоплениях. Для сооружения вертикальной стенки армированного слоя  наиболее целесообразными оказались мобильные опалубочные системы.

Эффективность и производительность укладочных работ улучшилась после  применения технологии соединения полотен в листы, размером 22х26 м. Такой метод ускорил производство работ и позволил экономить материал на  выполнении нахлестов. На заболоченных участках были  использованы оригинальные, армированные геотекстилем, водопереходы. Геодезические измерения явно выявили преимущества третьего варианта, при армировании основания геотканью Гронт, осадка была равномерной и меньше прогнозируемой. Разница в технологиях оказалась весьма существенной, скорость строительства  увеличилась практически в три раза.

Таким образом, целесообразность применения геоматериалов в сложных грунтах, имеет под собой прочное практическое подтверждение.  На момент написания статьи, возведенные объекты, без существенных замечаний, благополучно отработали  два года.